Тема OS04асу. Многопользовательский режим работы Многопользовательской ОС будем называть систему, которая обеспечивает одновременную работу с компьютером сразу нескольких пользователей. Казалось бы многопользовательский режим это всего лишь вариант мультизадачной системы, он так же предполагает одновременное выполнение нескольких программ. Однако вспомним, что разные пользователи решают собственные задачи и не должны случайно или преднамеренно влиять на работу друг друга. То есть обязательной составной частью такой системы является многопользовательская защита - набор правил и программных средств, исключающих возможность взаимного влияния пользователей друг на друга. В многопользовательской системе пользователи имеют уникальные имена, а для каждого ресурса в системе существует набор правил, определяющих, кто имеет право им воспользоваться. В однопользовательской системе в любой момент времени работает один пользователь, поэтому он может монопольною использовать все ресурсы. Т.о. всякая конкуренция пользователей за ресурсы отсутствует. При этом, обычно пользователь одновременно является и администратором системы. Серьезным преимуществом Unix является встроенная поддержка многопользовательского интерфейса, которая отсутствует у NetWare и Windows NT. К одной Unix-машине, даже на базе ПК, можно подключать десятки алфавитно-цифровых терминалов. Возникает вопрос: а кому это может потребоваться? Представим следующую ситуацию: имеется транспортное агентство, где оформляют билеты на поезда, или банк, в котором принимают вклады от населения. Как полагают в Microsoft, все подобные места необходимо оборудовать персональными компьютерами с Windows, обвязать их сетью на основе Windows NT и установить СУБД (разумеется, Microsoft SQL Server), работающую в режиме клиент-сервер. Только зачем на подобных рабочих местах нужен графический интерфейс, быстрые сетевые каналы и производительные персональные компьютеры? Красиво, спору нет, но совсем не рационально. Бережливый хозяин так не поступит. Намного дешевле поставить Unix-машину и по медленным асинхронным каналам подключить недорогие алфавитно-цифровые терминалы. В подобных случаях не нужны никакие модные навороты вроде архитектуры клиент-сервер. Именно так поступают на Западе, на который у нас очень любят ссылаться. Если же терминалам требуется слишком много, то приобретают мэйнфрейм (причем сегодня, а не во времена царя Гороха). Мэйнфреймов же IBM продает на сумму, которая для любого производителя ПК является пределом мечтаний, но у нас про это говорить как-то не принято. Хороший мэйнфрейм без труда потянет работу нескольких сотен, а то и тысяч терминалов. Несколько по-другому обстоят дела с сетевым графическим интерфейсом. В мире открытых систем стандартом на сетевую поддержку графического интерфейса является X Window System. В этой системе компьютер, на котором выполняется задание, называется X-клиентом. Устройство (в его качестве может выступать и компьютер, и X-терминал), с клавиатуры и мыши которого осуществляется ввод информации и на дисплей которого производится вывод графического изображения, называется X-сервером. При этом X-клиент и X-сервер могут выполняться как на одном и том же компьютере, так и на различных, порой несовместимых машинах. Хотя X (сокращенное обозначение X Window System) разрабатывался независимой от конкретной ОС, его реализации могут довольно сильно отличаться в различных операционных системах. X прекрасно адаптирован для Unix, причем имеется множество расширений, значительно увеличивающих возможности стандартной поставки. Как известно, Microsoft при разработке Windows NT не стала делать графический интерфейс сетевым. Не поставляет она и продукты, реализующие X Window System в этой ОС. Тем не менее ряд независимых компаний предлагает такие программы. Однако любой, кто работал с ними, знает, что нельзя даже сравнивать реализации X в Unix и Windows NT, настолько убого выглядит X Window System в Windows NT.